Стразы... От этого слова веет модой, гламуром, шиком. Стразами украшают нижнее бельё, электрические розетки, короны всевозможных «Мисс». Люстры, разумеется, тоже украшают. Зайдёшь в салон света, и непременно продавец подведёт вас к роскошной классической люстре с висюльками, и с придыханием провозгласит, указывая на искрящиеся подвески: Страаассс! Сваровски!!! Настоящий хрусталь... Не подделка, не Китай какой-нибудь! И тут невольно вспоминаешь, что слово Страсс (Страз, Штрасс) стало широко известно, обозначая именно подделку.
В 1758 ювелир и химик Штрас (Georges Frederic Strass, 1701-1773) получил стекло с высоким (более 50 %) содержанием свинца и использовал его в производстве имитирующих бриллианты камней. Хотя первая успешная попытка производства «особого вида стекла, напоминающего хрусталь» была предпринята Георгом Равенскрофтом в ещё 1677 г. (он и добавил оксиды свинца в стекло, добиваясь большей прозрачности), именно сходство изделий Штраса с драгоценными камнями сбивало с толку непросвещенных обывателей, что давало мошенникам возможность неплохо зарабатывать на бижутерии. Вскоре ненастоящие бриллианты (а также почти-изумруды, псевдо-топазы и квази-аметисты) стали называть стразами. Получение качественного свинцового хрусталя (в современной классификации оптических стёкол — тяжёлого флинта), а так же огранка стразов стали отдельным направлением ювелирного искусства. Но в памяти народной слово страз долго ещё ассоциировалось с мистификацией, мошенничеством.
Прежде чем вернуться в настоящее время, в мир украшенных блестящими искрами джинсов и сверкающих многокаскадных люстр Faustig, рассмотрим ещё одну игривую неискренность блеска подвесок из хрусталя. Горный хрусталь... Хрусталь. Хрусталь Сваровски, хрусталь Асфур... Оптическое стекло, тяжёлый флинт... А никто и не говорил, что свинцовый хрусталь, наследие Штраса, и хрусталь горный — это одно и тоже!
Помимо упомянутого уже хрусталя, в светотехнической промышленности для изготовления подвесок и других рассеивающих элементов широко используются и другие оптические стёкла, с меньшим содержанием свинца и прочих добавок. ГОСТ 24315-80 гласит: если содержание свинца, бария или цинка составляет не менее 10%, продукция является хрустальным стеклом, малосвинцовый хрусталь содержит 18-24% оксида свинца, дорогой свинцовый хрусталь — 24-30%, элитный высокосвинцовый — более 30%.
Европейская классификация: Crystalline (кристалин) — 1-15% оксида свинца, Crystal (хрусталь) — 16-23%, Full Lead Crystal (свинцовый хрусталь) — 24-30%. Доргой европейский хрусталь: Crystal D’Arques (Франция), Riedel (Австрия), Spiegelau и Bauscher (Германия) с 24-процентным содержанием оксида свинца и 33-процентный Waterford (Ирландия). Swarovski STRASS используют хрусталь с содержанием окиси свинца не менее 32%.
Что дают эти добавки? Во-первых, вес. Хрусталь тяжелее стекла. Во-вторых — прочность. В-третьих, разумеется, стоимость повышается с повышением процента добавок. Но самое главное — эти добавки дают неповторимую игру света на изделиях из хрусталя: от помпезной люстры до маленькой бусинки. Сухо, по-научному, говорят о высокой дисперсии и достаточной для тонкой огранки прочности материала. А если отвлечься от люстр, если вспомнить древнегреческих героев, поднимающих кубки... Звон хрусталя — мелодичный и долгий — не спутаешь с глухим перестуком стеклянных стаканов.
Дизайн бус, подвесок и других элементов убора люстр следует за модой: если раньше были популярны подвески мягкой, обтекаемой и миндалевидной формы, то сегодня также популярны скошенные углы и ассиметричные композиции. Есть и традиционные формы, неизменно украшающие классические светильники: chaton (огранка, как у ювелирного камня), flatback (плоский бриллиант), капля, дубовый лист, соляной кристалл.
Игра бликов на кристалле всегда радует глаз, утверждают специалисты LuxZ.ru.
Это полезно знать:
Как сделать неповторимый подарок для своей единственной?
Хрустальный блеск
Смотреть все статьи
БЕСПЛАТНАЯ ДОСТАВКА